ELAC Vela FS 409. Точный немецкий расчет. Обзор Soundex

Vela FS 409

Нынешний обзор посвящен старшей напольной акустической системе ELAC — Vela FS 409, возможность оценить которую предоставила компания Аудиомания — ведущий российский поставщик аудиокомпонентов.

Кратко о технических характеристиках. 
Конструкция: 3,5 полосы, НЧ динамики 2 х 180 мм, СЧ динамик 150 мм, ленточный твитер JET V.  
НЧ оформление — фазоинвертор, порт направлен в пол. 
Импеданс 4 Ом, чувствительность 89 дБ. 
Заявленный частотный диапазон: 28 Гц — 50000 Гц. 
Габариты 276 х 1307 х 332 мм, вес 32,1 кг.

Vela FS 409

Акустические системы смотрятся очень стильно. Отделка — на самом высоком уровне, класс акустики к этому обязывает. Имеются варианты: белый глянец, черный глянец и глянцевый орех. В качестве дополнительной опции можно заказать индивидуальные грили для динамиков.

Vela FS 409 — это развитие успешной 400-й серии. И дело не только во внешнем виде. Все, на первый взгляд, «косметические» изменения, имеют под собой точный немецкий расчет.

Наклон корпусов назад — это не только дань стилю. Таким образом производитель выстраивает акустические центры динамиков, минимизируя временные задержки — один из способов получить ровную амплитудно-частотную характеристику в области «сшивки» динамиков фильтром. Элегантно изогнутая передняя поверхность Vela FS 409 также уменьшает влияние лицевой части корпуса, снижая интерференцию отраженных от него звуковых волн.

Vela FS 409

Подставка Vela FS 409 — массивная алюминиевая пластина, к которой крепятся шипы. Смещение центра тяжести акустических систем вниз, дополнительный вес и устойчивость в данном случае служат более сфокусированному басу. Там же снизу, между подставкой и корпусом, расположен порт фазоинвертора.

Отдельно стоит сказать пару слов о динамиках. Ленточный твитер JET V имеет очень высокую верхнюю граничную частоту — 50 кГц, заметно превосходящую возможности человеческого слуха. Казалось бы, это избыточно, однако говорит о том, что в своем диапазоне этот высокочастотник будет чувствовать себя вполне уверенно. Новый волновод оптимизирован для воспроизведения стереофонического и многоканального звука в современной обстановке.

Необычные фасеточные купольные СЧ и НЧ-динамики сконструированы для более точной передачи переходных процессов с высокой энергией. Представляют собой «сэндвич» из алюминия и целлюлозы, изготовленный по фирменной технологии AS-XR, позволяющей расширить границы воспроизводимых частот.

Как же все вышеперечисленные технологии проявят себя в деле?
Начать прослушивание было решено с усилителем, имеющим «каменное» сердце, — транзисторным Mark Levinson 5805 (125 Вт на канал, класс АВ). 

При первом включении сразу обращает внимание высокая степень прозрачности, особенно в средней и высокочастотной части звукового диапазона, а также весьма ровный тональный баланс.

Насыщенные богатством интонаций и красок динамичные записи Вивальди (Giuliano Carmignola, Concerto in G minor, RV 331, Deutsche Grammophon, 2006) подтвердили первоначальное впечатление. Микродинамика, атака струнных, разборчивость и информативности в деталях  — на высоте. Партии второго-третьего плана, клавесин, скрипки очень хорошо прослеживаются. Сразу же ловишь себя на мысли, что прозрачность акустических систем диктует необходимость подбора высококачественного источника.

Относительно построения акустикой образов на виртуальной сцене — важно учитывать один момент. Высокочастотный динамик в 409 модели расположен немного выше среднего, поэтому для оптимального результата лучше использовать не самое низкое кресло — чтобы, по возможности, ленточные твитеры были на уровне ушей слушателя — в таком случае фокусировка зрительных образов будет максимальной. 

Мидбасовый регистр — не выпячивается, в произведениях А.Пьяцоллы (Astoria, A.Piazzolla, Fuga Libera, 2006), а также на роке хочется большей «густоты». Но металлические баллады весьма приятны и притягательны (Legend Rock Ballads volume 2).
ELAC Vela 409 явно больше тяготеют к классике и строгости. И на классическом репертуаре они раскрывается в полной мере.

Vela 409

Акустические системы прекрасно показали себя на вокале. Выверенный тональный баланс — отчетливо проявил себя на знаменитых записях трех теноров (Best of The 3 Tenors, Decca, 1990). Голоса Л.Паваротти, Х.Каррераса и П.Доминго — раскрываются всей своей многогранной широтой. Натуральность и живость аплодисментов, отданных великим певцам благодарной публикой, — также хороший показатель точной настройки акустических систем.

Что касается басового диапазона, то тут нужно иметь в виду, прежде всего, объем помещения — в достаточно большом шоуруме № 15 Аудиомании (100 кв. м) любым акустическим системам окажется непросто выдавать нужный уровень баса. Кроме того, ELAC Vela FS 409 имеют достаточно стройные и компактные корпуса — это, естественно, накладывает ограничения на объем воспроизводимых низких частот, с физикой сложно спорить. Однако в точке прослушивания недостатка баса на большинстве записей не ощущалось. Для большей гибкости в подборе оптимального расположения в комнате и максимального качества низких частот производитель предусмотрел возможность подключения колонок в режиме би-ампинг — с отдельным усилением НЧ-динамиков, а также фазоинвертор, направленный в пол. 

Далее мы подключили Elac к ламповому усилителю Octave V 70 SE (двухтактный ламповый усилитель на пентодах 6550, 70 Вт на канал на 4 Ома)

Добавилась живость, прозрачность, пластичность. Особенно это слышно на медных инструментах.
При этом звучание стало в целом мягче, и в записях пропал некоторый «нерв», которого кому-то может не хватать.

Замечательный способ проверить макродинамику — поставить запись духового оркестра (образцово-показательный оркестр Федеральной пограничной службы России, записи 2000-2002 гг.). Баса по сравнению с транзисторным усилителем ожидаемо больше не стало, но и не убавилось. Однако, как ни странно, заметно улучшилась его артикулированность, ударные стали играть свободнее, задышали динамикой. Духовой оркестр доставил массу удовольствия, залихватски, с военной с удалью играя марши.

Vela FS 409

Что в итоге?
Особая черта акустики ELAC Vela FS 409 — способность передать эмоциональность записей, светлый приятный тональный баланс.
Nessun Dorma в исполнении трех теноров (Best of The 3 Tenors, Decca, 1990) и скрипка Д.Ойстраха (Ciacona in G Minor, Tommaso Antonio Vitali, Мелодия 1950 г.) — трогают. «Лебединое озеро» в исполнении оркестра под управлением Е.Светланова (Мелодия, 1987) и концерты Моцарта для фортепиано с оркестром (Arthur Rubinstein, Mozart Piano Consertos #20 & #21, RCA, 1962) — вовлекают, искрятся широтой звуковой палитры. Музыке отдаешься, забывая про аудиосистему.

Состав системы, в которой проходило прослушивание:

CD-транспорт — Cambridge Audio Azur 851C
ЦАП — RME ADI2 DAC
Усилители — Mark Levinson 5805 и Octave V 70 SE
Кабели — Analysis-Plus Oval 12, Nordost Heimdall, Nordost Blue Heaven.

Подготовлено по материалам портала "Soundex.ru", июль 2020 г. mag.soundex.ru


ELAC рекомендует