Искусная конструкция колонок. Обзор Elac Concentro S 509 / Hifi-Stars

ELAC Concentro S 509

Уже с первого взгляда видно, что внешность колонок Concentro серии S не рассчитана на поклонников типичного для Гельзенкирхена барокко. «Смело или перспективно?»– можно было бы задать вполне провокационный вопрос. И то, и другое, потому что тот, кто, будучи мужиком, сегодня все еще не понял, что «ты, любимый» хорошо зарабатываешь и имеешь право на свое мнение по теме «Hi-Fi – интерьер комнаты», тот явно не догоняет. Это также относится и к производителям Hi-Fi-аппаратуры, которые по сей день все еще не рассматривают всерьез слабый пол в качестве потенциальной клиентуры. Мы, мужчины, склонны восхищаться техническими сторонами, но женщины смотрят на все это гораздо хладнокровнее. Итак, достаточно объяснений для понимания того, что в данном отношении мы находимся на одной волне друг с другом: эти колонки Elac уже из-за их внешнего вида не предназначаются для трусов, диванных лежебок или иных скептиков по жизни. С самого момента своего появления серия Concentro предложила совершенно иную интерпретацию дизайна АС. На нечто подобное нужно осмелиться, если хочешь быть успешным – и те, в Киле, решаются на это! Мужики, только взгляните на эти скругленные линии…

Новшество?!

ELAC Concentro S 509Все ясно, в ВЧ-головке с первого взгляда узнается JET-твитер – один из коньков Elac. Новым теперь является коаксиальный модуль под названием stepX-JET.

Это 18-сантиметровая конструкция с твитером JET 5c в центре и 13-сантиметровым СЧ-динамиком с алюминиевым диффузором, его окружающим. Но это еще не все: сменные кольца Directivity Control Ring (DCR) невероятно облегчают реализацию идеи безупречного распространения звука. В зависимости от размера помещения и расстояния до слушателя направленность акустических волн этих столь важных частот благодаря алюминиевым кольцам с магнитным креплением совершенно незатейливо меняется от диффузного вплоть до прямого распространения. Система запатентована – и, честно говоря, я поражен, что лишь сейчас эта гениальная идея пришла кому-то в голову.

Еще один 18-сантиметровый динамик берет на себя среднечастотный диапазон, начиная с 120 Гц. По бокам размещено по два длинноходовых 18-сантиметровых вуфера – считаю это мощной комплектацией! Использовать меньшие излучатели – это ловко придумано, ведь малыши чаще всего проворнее крупных динамиков, а увеличение суммарной площади диффузоров не повредит в любом случае. Благодаря особому расположению ICD (Impulse Compensated Design) создание басов не сопровождается механическими вибрациями корпуса и возможной в связи с этим окраской звука.

Сзади взору меломана откроется солидно исполненная панель разъемов для двухкабельного подключения, которое и было реализовано при тестировании. Соответствующий кабель HMS Concertato соединял колонки с двумя мощниками Restek Extract (версии 2019 года), создавая глубокую звуковую сцену. Чувствительность колонок 88 дБ/Вт/м, сопротивление 4 Ом, а предусилитель никогда не повредит.

Но в этот раз был сформирован весьма лаконичный тестовый аудиотракт, состоявший лишь из проигрывателя винила и фонокорректора Restek MRIA+ PhonoPre с регулировкой громкости. Этот PhonoPre, особенно в режиме ММ, обеспечивает выдающееся качество – и картридж Nagaoka MP-500 стал классическим попаданием в яблочко.

Колонка высотой 132 см весит почти 43 кг, ширина корпуса составляет немалые 32,5 см, глубина 46 см. По крайней мере при распаковке более чем разумно привлечь еще одного человека. То же справедливо в отношении сборки первоклассно изготовленных шипов М8, которые превосходно центрируются на своих толстых квадратных подкладочных шайбах из металла с пробковой прокладкой. Цветовые решения предлагаются соответственно в черном и белом глянце или – на мой ничего не означающий взгляд – в безумно шикарной лаковой отделке шпоном под грецкий орех. Именно в таком исполнении колонка похожа на современную скульптуру – вау! Не забыть поговорить о форме продукта. Со всех сторон округлые контуры. Ни одна из излученных (акустических) волн не сможет где-нибудь заблудиться. Здесь форма задает функцию – отличное решение!

Подстройка звука/размещение колонок

ELAC Concentro S 509Уже упомянутые кольца DCR – изюминки тестируемых колонок. С помощью этих алюминиевых аксессуаров, помеченных разными цветами на обратных сторонах, задается угловая диаграмма направленности распространения излучения столь важного ВЧ/СЧ-модуля. Кольцо с зеленой точкой обеспечивает нейтральное расхождение звука, с красной – повышает его диффузную компоненту до максимального уровня (отлично подходит при использовании колонки в небольших помещениях), а с синей маркировкой позволяет увеличить долю прямого звука при использовании колонки в большом помещении. В зависимости от примененного кольца определяется, разумеется, также и расстояние до слушателя. Очень быстро проверяю адекватность установки, кольца крепятся на магнитах и фиксируются только при их правильном монтаже. Порт фазоинвертора направлен в пол, и излучению звука ничто не мешает благодаря форме нижней части колонки.

В данном тесте в моем помещении для прослушивания размером 40 кв. м было установлено нейтральное кольцо (с зеленой маркировкой), и расстояние до слушателя около трех метров. Колонки «смотрят» прямо на меня и размещены на расстоянии почти одного метра от задней стены. В такой «ванне, наполненной музыкой», очень приятно находиться.

Выбранная виниловая программа прослушивания выглядит следующим образом: Dire Straits и Марк Нопфлер с Private Investigation. Эта аналоговая подборка содержит наиболее популярные песни музыкантов и избавляет от необходимости искать любимые композиции типа Sultans of Swing, Money for Nothing и т.п. каждую по отдельности на соответствующих долгоиграющих пластинках. Для меня этот альбом представляет собой прекрасное дополнение к коллекции дисков с записями этого ансамбля.

Между тем, колонки Elac Concentro S 509 уже более 60 часов проработали, воспроизводя музыку (Интернет-радио) с ПК, и теперь достаточно прогреты, чтобы можно было приступить к серьезному прослушиванию. То есть нужно лишь переключиться на вышеназванную систему.

ELAC Concentro S 509С первых же звуков воцаряется отличная атмосфера – ВС/СЧ-модуль образует акустический центр и дарит удовольствие. К этому очень детальному и тонкому воспроизведению очень легко быстро привыкнуть.

Live-Evil Майлза Дэвиса с Джоном Маклафлином, Китом Джарреттом, Чиком Кореа, Роном Картером, Уэйном Шортером и др. обеспечивают роковую часть программы прослушивания. Ставшая в настоящее время редкостью запись Columbia – великолепный знак диких 1970-х годов: много композиций, иногда действительно безумных. Для крупных колонок Elac Concerto S 509 музыкальный материал такого рода – вообще не проблема. Напротив, АС представляют каждый из инструментов удивительно свободно и чисто в составе группы – то, что здесь демонстрируется, действительно хорошо. Хочу упомянуть лишь Кита Джарретта за фортепиано – как здорово он это делает... Это была «супергруппа» того времени! Значительно более чинно играет Эрик Клэптон в живом исполнении. Собственно говоря, у музыканта не было желания выпускать свой пятый сольный альбом, записанный в январе 1992 года. Но затем было продано 26 миллионов копий, что сделало его самым успешным релизом в карьере музыканта. Воспроизведя обе его стороны, колонки Elac точно воссоздают настроение всех композиций.

Короче говоря

Elac Concentro S 509 – действительно великолепные АС, и это следует понимать в двух смыслах: они таковы благодаря супер-шикарному внешнему виду, а также звуковой выразительности. Способность достоверно исполнять музыку позволяет колонкам устраивать грандиозное звуковое представление. Мужья, покажите их своим женам!


ELAC рекомендует